Исследования феноменологии расширенных состояний сознания возникающих в процессе холотропной терапии

Козлов В.В., Карельский Г.Б.

   Теперь перейдем к рассмотрению психологического аспекта РСС. Что происходит с психикой человека находящегося в РСС?

   Спектр психических феноменов, возникающих в ходе холотропной терапии, необыкновенно широк и разнообразен, но все же можно выделить некую примерную структуру, определить и описать феноменологическое поле РСС. При этом необходимо обратить особое внимание на то, что не существует никакой возможности прогнозировать переживания дышащего: каждый процесс уникален, зависит от множества переменных, таких как, например, особенности тренинговой группы, уровень профессионализма ведущего и инструкторов, общепсихологическая атмосфера, наличие или отсутствие у дышащего опыта медитативной практики, его общефизиологическое состояние, тематический настрой предварительной лекции. Бывают случаи, когда перечисленные выше факторы не оказывают никакого влияния на содержание переживаний. Выше уже упоминалось, что содержание процесса дыхания определяется суммарной внутрипсихической готовностью клиента пережить тот или иной опыт. С.Гроф обозначает такую готовность «внутренним радаром».

   Предлагаемое описание базируется на наблюдениях процессов, опросах участников тренингов, самоотчетах дышащих, анализе текстов «проговоров» в пространстве выборки сделанной нами (В.В. Козлов, 1995, 1997).

   Двигательная сфера
   Наблюдение за поведением дышащих во время процесса позволяет выделить три типа двигательных реакций:

  • спонтанные движения рук, ног, тела в любом направлении, автоматические вращательные движения рук, катание по полу, конвульсии, паралич рук, ног, языка, голосовых связок шеи, мышц лица (особенно тех групп мышц, которые связаны с речью), кашель, зевота, потягивания, импульсивные вздрагивания всего тела или некоторых групп мышц и другие;
  • комплексы согласованных движений, которые могут вылиться в принятие позы эмбриона, защитные позы, асаны и другие;
  • сложные действия, имитация танца, полета птиц, реализация поведения идентифицируемых животных и растений, ритуальных действий, автоматизированных поведенческих актов и другие.

   Нужно учитывать, что все эти движения, как показывают массовые опросы и анализ «проговоров», увязаны в сюжеты переживаний разного уровня сложности.

   Сенсорная сфера
   В расширенном состоянии сознания вызываются разнообразные изменения в активности любого органа чувств. Нужно отметить, что общей тенденцией является определенная «аутизация» сенсорной сферы: в основном при полном погружении в процесс дышащие не слышат фоновой музыки, звуков, издаваемых другими дышащими (дыхания, плача, смеха, разговоров, стонов, криков и прочих).

   Встречаются случаи, когда дышащие «не видят» при открытых глазах, не замечают холода или тепла, прикосновения.

   Нередко наблюдается повышение кожной чувствительности. Некоторые клиенты говорят о том, что руки лидера «обжигают» или от инструктора «полыхнуло массой энергии» и так далее.

   В процессе, как правило, возникает изменение общего чувства (комплекса ощущений, соотносимых не с внешними объектами, а с собственным организмом): чувство телесного благополучия или неблагополучия, слабости, утомления, ощущения силы, свежести, бодрости, жажды, зуда, тошноты, свободного или затрудненного дыхания, ощущение покалывания всего тела, тяжести, стеснения, давления в области различных органов.

   Весьма часто встречаются случаи, когда дышащие говорят об ощущении полета, тяжести («свинцовой», «чугунной» налитости) в различных частях тела и во всем теле, вибрации, «выворачивании на изнанку», присутствии внутри тела разных образований («снежный ком», «свинцовый шар», «темная плотность», «копье», «иголки», «нож», «липкая жижа» и других), «засасывании в землю», «привязанности к полу канатами, нитками» всего тела или части, «придавленности» к земле катком, металлическими или бетонными блоками, «раздутости» всего тела или части и тому подобное.

   Чрезвычайно часты, особенно на первых процессах, восприятия различных цветовых пятен, «звезд», «пульсации света», «космических световых и цветовых гамм», сверкающих или пульсирующих геометрических фигур различной сложности, линий, «бегущих огней» и тому подобное.

   Встречаются упоминания о чувстве переполненности энергией, движении энергии по всему телу, выходе энергии через руки, «вытекании» энергии через пальцы, «засасывании» энергии через пальцы или от других людей, от деперсонализированного «Некто», «пульсации» энергии во всем теле или какой-то его части, «дыхании энергией», отправлении энергии в какую-то часть тела, внутреннего свечения, внутреннего «колыхания» энергии и другие.

   Не столь редки даже такие оригинальные ощущения как «шевеление» зубов, погруженность тела в снег, песок или какие-то жидкие субстанции вроде воды, жижи, «закованность» всего тела или какой-то его части, вытекание из тела каких-то субстанций, «приколотость» к полу копьем, ножом или каким-либо другим острым предметом, «отсутствие» всего тела или какой-то его части и прочие.

   В процессе также бывают феномены психосоматического пласта, включающие тканевые, гуморальные и даже иммунологические изменения (ожог, онемение от холода), хотя никаких внешних провоцирующих факторов нет.

   Эмоциональная сфера
   Эмоциональная картина процесса отличается большим разнообразием: по мощности - от простейших и тонких (эмоциональный фон) ощущений до аффектов, паники; по сложности - до любви к человечеству, миру, космосу.

   Эмоциональный тон ощущений связан с непосредственными переживаниями, сопровождающими определенные ощущения (вкусовые, температурные, звуковые и другие) или их комплексами в процессе. Такого рода эмоции приводят к стремлению сохранения или устранения этих ощущений.

   Состояние аффекта, как правило, связано с тяжелыми физическими (сильная боль, судороги, спазмы, зажатость) или психическими переживаниями (родовая травма, клиническая смерть, операционные стрессы, переживания, связанные с опасностью для жизни).

   Судя по мимике и пантомимике дышащих и многочисленным материалам бесед, феноменологическое поле процесса вызывает различные настроения как по знаку (положительные или отрицательные), так и по модальности (удивление, радость, ликование, отвращение, негодование, тревога, печаль и другие - разные по длительности и интенсивности).

   Как правило, выход из процесса, сопровождаемый интеграцией, окрашен в положительные эмоциональные тона: радость, чувство вдохновения, облегчения, наполненности, насыщенности, эйфории, любви ко всем людям, к миру живому и неживому, к Космосу, Вселенной. У людей повышается общий эмоциональный настрой появляется любвеобильность, тонкость чувствования, тенденция к жизни в радости.

   Внутри процесса также возрастает способность к эмпатии, к сопереживанию, сочувствованию - проникновению в переживания другого. Особенно это проявляется в тех ситуациях, когда кто-то из дышащих прорабатывает и переживает тяжелые жизненные ситуации, раскрывая это через плач или стоны.

   Некоторые дышащие внутри процесса чувствуют одиночество, подавленность, покинутость, какую-то космическую пустоту вокруг себя, великую жалость к себе, переживают вину перед близкими людьми (матерью, отцом, сыном, мужем, дочерью и так далее), перед группой, этносом, человечеством, Богом.

   Также испытывают чувства, которые вызваны сексуально-эротической сферой личности. Табуированные желания в этой сфере часто прорываются на уровень осознания и переживания в процессе осознанного связного дыхания. Многие из них проявляются на уровне специфических телодвижений, мимики и пантомимики, изменений тонуса и цвета кожи, криков, стонов, изменении паттернов дыхания, то есть имеют четко выраженную имитацию реальных процессов, связанных с этой сферой. Эти переживания соотносятся не только с реальным опытом на уровне индивидуальной биографии. Часто в процессах бывают переживания очень насыщенные по содержанию грезами, мечтами, фантазиями, удивительным переплетением реального и ирреального, то есть находит свое проявление подавленное сексуальное начало в человеке.

   Память
   После процесса большинство дышащих может вспомнить почти все, что происходило в расширенном состоянии сознания, а другие забывают некоторые фрагменты, эпизоды процесса.

   В процессе связного осознанного дыхания наблюдается повышенная способность к восстановлению забытых воспоминаний различного возраста (гипермнезия). Это тот слой в работе дышащего, который С. Гроф называл психодинамическим или биографическим. Сюда относятся комплексное воспроизведение эмоционально оцениваемых событий из разных периодов жизни, а также символические переживания, которые мы можем обозначить как новообразования фактов индивидуального опыта человека. Биографический слой исчерпывается не только теми воспоминаниями, которые принято в классической психологии называть детскими, но и того периода от первых дней, недель, месяцев жизни, воспоминание о которых само по себе ошеломительно.

   У женщин-матерей биографический слой, как правило, прорабатывается через переживание родов. Это сопровождается соответствующей моторикой, звуками, внутренними ощущениями. Проговаривание этих процессов показали, что для современной женщины сильнейшим стрессом является не сам акт рождения, но, в основном, больничная, чужая и чуждая обстановка до, во время и после родов. Физическая среда и психологическая атмосфера роддомов часто являются психотравмирующим, подавленным, вытесненным в подсознательное материалом.

   Немалый интерес представляют сгустки воспоминаний, состоящие из ярких, живописных конкретизаций грез, желаний, фантазий, удивительного сочетания мечты и реальности. Дышащим легко осуществляется прогрессия и регрессия возраста. Дышащие идентифицируют себя с глубоким старцем или моделируют период новорожденности с адекватными этому возрасту поведенческими и неврологическими реакциями: характерный детский плач, спонтанные хаотические движения, сосательный рефлекс и другие. Дышащие воспроизводили баюкающие звуки матери, и, что особенно примечательно, именно те, которые были возможны в том этносе и в то время, когда дышащий был новорожденным или грудным ребенком.

   Таким образом, можно сделать следующие замечания по феноменологии памяти в РСС:

  • Дышащий оперирует материалом долговременной памяти на уровне индивидуальной биографии;
  • Среди всех видов памяти, которые в классической психологии считаются основными, в процессе превалируют моторная, эмоциональная и образная;
  • Материал словесно-логической памяти, предположительно, не является объектом прорабатывания в процессе в силу того, что содержательным субстратом бессознательного являются переживания, которые имеют четко организованные связи с моторной, эмоциональной и образной сферами личности.

   Восприятие
   В необычных состояниях сознания изменяется линейность временных последовательностей. Человек, переживающий последовательность событий из своего младенчества, детства или последующей жизни, не реконструирует эти события, а актуально и непосредственно оказывается в пространственных и временных координатах первоначальных событий.

   События из прошлого, недавнего или отдаленного переживаются в неординарных состояниях с такой живостью и сложностью, которые повседневное сознание способно фиксировать только в настоящем моменте.

   Довольно часто время трансцендируется как самостоятельное измерение и приобретает самостоятельные характеристики: прошлое, настоящее и будущее накладывается одно на другое и сосуществует в настоящем моменте.

   Расширенное состояние сознания оказывает влияние на восприятие времени: появляются ошибки в оценках, искажаются временные длительности.

   Восприятие времени в процессе связного дыхания обладает рядом особенностей:

  • Сжатие времени, которое проявляется в том, что клиент большие отрезки времени оценивает как короткие (двухчасовой процесс дыхания у большинства оценивается как 20-30 минутный).
  • «Уплотнение» времени - восприятие и переживание в короткие промежутки времени большого количества событий. Иногда дышащие за несколько минут успевают воспринять и пережить целые биографические слои, которые в обычной жизни занимают месяцы и годы, а иногда и целые десятилетия.
  • «Расширение» времени, когда короткие промежутки времени воспринимаются как длительные. В процессах этот феномен встречается крайне редко, и это, как правило, связано с теми ситуациями, когда личность в силу своих психологических особенностей (повышенная тревожность, недоверие, негативные установки, страх потерять контроль над собой и другие), не может погрузиться в РСС.

   Переживание процесса рождения
   Поведение людей во время «родов», наблюдения за их телесными реакциями, рассказы об ощущениях, целенаправленные опросы позволяют сделать некоторые предположения о том, что в расширенном состоянии сознания клиенты способны переживать состояния, которые С. Гроф назвал перинатальными.

   Дышащие в процессе могут пережить все этапы своего биологического рождения. При этом они принимают позу эмбриона, вспоминают о подробностях рождения вплоть до акушерских приемов извлечения их из утробы матери.

   Встречаются разные варианты прохождения перинатальных матриц:

  • Прохождение всех четырех базисных перинатальных матриц за время одного процесса.
  • Прохождение матриц за несколько процессов.
  • Растянутое прохождение матриц с повторами некоторых элементов.

   Прохождение перинатальных матриц может иметь различные формы проявления: вазомоторные, двигательные, физические, эмоциональные, сюжетно-образные. Остановимся более подробно на описании этих матриц.

   Переживание космического единства (БМП-1)
   Почти каждый процесс связного дыхания на стадии интеграции может быть описан в категориях этой матрицы: чувства соединения с миром, покоя, блаженства, «океанического экстаза». Поэтому затруднительно обозначить это состояние как особую матрицу. Тем более что редко за этим состоянием следуют другие стадии биологического рождения. Но взаимосвязь между состоянием интеграции и первичным опытом внутриутробного существования представляется симптоматичной для онтологии и психологи человека. Нужно отметить, что само это состояние встречается довольно часто и сопровождается особыми ментальными откровениями о смысле жизни, о служении, об отношении к другим людям, к себе, к миру.

   Переживание космического всасывания (переход из БМП-1 в БМП-2)
   Эта стадия биологического рождения связана со следующими эмоциями и восприятиями: нарастающая тревога, беспредметный страх, беспокойство, восприятие абсолютной темноты, предчувствие чего-то неизбежного, неизвестно, чего бояться, но страх перед неопределенностью в сочетании с темнотой присутствует, полный и ошеломляющий. Хочется добавить, что после или в сочетании с вышеуказанными состояниями дышащие чувствуют, как их тянет куда-то, засасывает во что-то. Эмоциональные состояния, сопровождающие эту матрицу, часто заставляют затаить дыхание и иногда прекратить процесс осознанного связного дыхания.

   Переживание «отсутствия выхода» (БМП-2)
   Это переживание соотносится (как утверждает С. Гроф) с первой клинической стадией процесса родов, когда сокращения матки постепенно захватывают плод, следствием чего является его полная зажатость. На данной стадии шейка матки еще закрыта и выхода вовне еще нет. Опыт проведения процессов показывает, что характерными являются переживания физической зажатости, безысходности, сильного сдавливания, одиночества, покинутости, беспредельная жалость к себе, и, как следствие, - паники.

   Как и в предыдущей фазе возможно затаивание дыхания и сознательное прерывание процесса.

   Переживание борьбы за существование (БМП-3)
   Этот этап можно соотнести со второй клинической стадией родов. Во время этой стадии продолжается сокращение матки, однако шейка ее уже широко открывается. Раскрытие шейки матки в разных процессах и разными дышащими описывается многовариантным. Это может быть рассмотрено на уровне физических ощущений, например: ощущение «предродового венца», когда дышащий чувствует сдавливание, опоясывающее голову. На уровне образов раскрытие шейки матки представляется в виде входа в трубу, тоннель, лабиринт, коридор, колбу и тому подобного. На уровне эмоций это переживается как некоторое облегчение. Далее наступает время постепенного проталкивания через родовой канал, когда плод испытывает сильные механические сдавливания. На уровне переживаний можно выделить следующие особенности:

  • физический уровень зажатости, сдавливания различных частей и всего тела, нехватка воздуха, вплоть до горлового спазма, борьбы, напряжения, движения, внутреннего давления энергии, как бы распирающего изнутри все тело;
  • образный уровень - прохождение через те структуры, которые представлялись дышащим;
  • эмоциональный уровень - отличается высокой динамичностью, быстрой сменой самых противоречивых чувств отчаяния и наполненности оптимизмом, панического страха и восторженной решительности, вселенской трагедии и всеобъемлющей радости, от агрессивной ненависти до космической любви, от полной апатии до переполненности чувствами.

   Переживание смерти и возрождения (Переход из БМП-3 в БМП-4)
   По утверждению С. Грофа, данная эмпирическая матрица соответствует третьей клинической стадии родов. Мучительность родовых схваток достигает апогея, продвижение по родовому каналу заканчивается и за ним следует мгновенно облегчение и расслабление. С перерезанием пуповины заканчивается процесс физического отделения от матери, и у ребенка начинается новая стадия существования - уже в качестве анатомически независимой личности.

   В процессе связного дыхания эта матрица имеет следующие характеристики:

  • физический уровень - расслабленность, сладостная усталость, истома, высвобождение;
  • образный уровень - восприятие света разной насыщенности, яркости, восприятие цветовых гамм разной тональности, как правило, желто-золотистого спектра;
  • встреча с различными существами (Бог, Мать, Энергетическая Сущность, слабо персонифицируемые «Некто» и «Нечто»). В таких случаях клиенты говорят: «Я не могу передать это словами!»;
  • эмоциональный уровень - чувство освобождения, очищения, святости, гармонии внутренней и внешней, но могут возникнуть и такие чувства, как покинутость, ненужность, оторванность, заброшенность, нелюбовь.
  

    Переживание этой матрицы часто сопровождается важными ментальными откровениями о себе, о своем месте в мире людей, в мироздании.

   Переживание всех матриц - процесс сугубо индивидуальный у каждого дышащего и он имеет многоплановый характер.

   Трансперсональные переживания
   Временное расширение сознания. К этой сфере переживаний относится богатый пласт восприятий прошлых рождений (постинкарнационный опыт); имеются в виду многочисленные развернутые сюжетные переживания из истории человечества, из разных эпох, этносов, культур. Эти переживания мало зависят от того, какой образовательный уровень имеют дышащие, какой социальной группе они принадлежат и вообще - насколько богат их индивидуальный опыт.

   Пространственное расширение сознания:
   а) идентификация с другими личностями: дышащие как бы «влезают» в содержание процессов других дышащих и подробно рассказывают о состояниях и переживаниях идентифицируемой личности. К такого рода трансперсональным переживаниям относятся и такие, когда личность идентифицирует себя со всей тренинговой группой или чувствует свое отождествление с целыми этническими единицами, народами, племенами, с человечеством. Сюда относятся так же переживания состояния близких людей (отец, мать, дочь, любимый и другие). Идентификация связана с чувством глубокого понимания, чувствования, эмпатии, осмысления с идентифицируемой сущностью. Это не только «побыть в шкуре другого», это еще «пожить» в другой душе. Часто такого рода процессы приводят к очень большим откровениям, к прорыву в личностном росте.

   б) идентификация с животными и растениями: со слоном, тигром, ослом, амебой, змеей, пантерой, волком, дельфином, китом, с разными птицами, червем и прочими. Идентификация с представителями растительного мира встречается довольно редко. Встречались идентификации с дубом, цветком, травинкой, лугом. Идентификации такого рода могут быть элементом процесса. Иногда этому посвящен целый процесс. Эти переживания могут проявляться на уровне поведения и эмоций клиента или имеют чисто интроспективный характер.

   в) астральная проекция: эта форма внетелесного опыта встречается очень часто, отделение от своего тела в процессе и восприятие себя и группы со стороны, «парение» над группой и над собой; отделение от своего тела в процессе и «прогулки» вне тела внутри здания, по улице, в своей квартире, у своих знакомых, родных и тому подобное; отделение от своего тела в процессе и «улет» в космос, встреча с какими-то сущностями, Богом, с райскими существами и прочее; астральные проекции, вплетенные в переживание своих клинических смертей или около смертных состояний, связанных с операциями, болезнями, физическими травмами, катастрофами, войнами и прочим.

   Пространственное сужение сознания
   Это осознание себя различными частями своего тела, органами, тканями, иногда даже клетками (однажды дышащий рассказывал о том, что он был эритроцитом и «гулял» по своей кровеносной системе). Ощущения реальности, выходящей за границы «объективной действительности»: восприятие встреч с духами умерших людей (родственников, близких, случайные встречи со смертью отдельных людей, они очень насыщены эмоционально). Дышащие рассказывают о восприятии божеств, демонов, архетипических персонажей, мифологических сюжетов, универсальных символов.

   Любое из описанных выше переживаний может привести к глубоким трансформациям личности, изменяя доминирующие установки, ценностную ориентацию, мироощущение, а впоследствии и мировоззрение в целом.

   Необходимо отметить, что существует совершенно не поддающийся объяснению феномен глубокой трансформации личности после сеансов дыхания, которые сам дышащий описывает как «пустые», бессодержательные. Существует масса примеров такого рода. Это указывает, что трансформационный процесс исцеления в ходе сеанса дыхания может быть либо настолько глубинным, что человек не в состоянии его осознать, либо он (процесс исцеления) необязательно должен быть связан с феноменами, которые дышащий воспримет как особенное, необычное, экстраординарное, но которые, тем не менее, возникают не в повседневным опыте, а именно в сеансе холотропного дыхания.